Обучение‎ > ‎

Словарь терминов

А   Б   В   Г   Д   Ё   З   И   К   М   Н   О   Р   С   Т   Ф   Ч   Ш   Э   Ю   Я

А


АВАСЭ — соединение, вместе
АВАСЭ-ВАДЗА — соединенные приемы
АГЭ - подниматься, возвышаться
АГУРА-поза «портного», принимают во время тренировки вместо «сейза»
АГАЦУ- победа над собой
АЙ- 1)Гармония, объединение, унификация. Активный принцип Айки-дзюцу и Айкидо. 2) Любовь (в другом написании). Дух любви — это дух гармонии. Не эгоистичная, ограниченная привязанность к отдельному человеку или группе, но всеобъемлющая любовь, сочувствующая всему сущему в мире.
АЙКИ — универсальная жизненная энергия, созидательный принцип жизни
АЙКИДО — искусство, основанное Морихеем Уэсибой О-Сенсеем, путь айки
АЙКИДОКА — тот, кто практикует Айкидо
АЙ НУКЕ — взаимное сохранение
АЙ-УЧИ — «взаимное уничтожение», одновременное проведение приема (в спортивной терминологии)
АЙ ХАНМИ — стойка соответствия. Положение партнеров, при котором у обоих впереди одноименные ноги
АЙКИКЕН — фехтовальная техника Айки. Фехтование согласно принципам Айки.
АЙКИ ОТОШИ — глубокий вход с подбросом внешней ноги уке
АКА — «красный» — условное обозначение спортсмена, борющегося с правой стороны татами
АКИРЭСУКЭН — ахиллово сухожилие
АРИГАТО — благодарю
АРО — подбородок
АТАМА — голова
АТЕРУ — ударять, попадать
АТЕМИ — удар в открытую, незащищенную часть тела, уязвимую точку
АТЕМИ-ВАДЗА — техника атеми
АШИ — стопа, нога
АШИ-ВАДЗА — приемы ног
АШИ-НО-ЮБИ — пальцы ноги
АЮМИ АШИ – обычный шаг вперед

Б


БАРАЙ — блок, защита
БО — палка, шест (около 180 см.)
БОККЕН — деревянный меч для занятий
БУ - останавливать оружие (буквально «останавливать копье»), военное дело
БУДЗЮЦУ — боевые техники
БУДО — общее название боевого искусства, боевой путь
БУДОКА — тот, кто практикует будо
БУНКАЙ — техническая расшифровка формальных комплексов (ката)
БУСИ — воин
БУСИДО — «путь воина», сначала неписаный, а позже четко сформированный ко-декс, регулирующий жизнь самурая.

В


ВАЗА — прием, метод, способ, умение, техника
ВАЗА-АРИ — преимущество
ВАКИДЗАСИ — короткий меч

Г


ГАЙМЭН — сзади
ГАККО — школа (каратэ, фехтования и т.д.).
ГАНТЮ — верхняя часть левой половины грудной клетки
ГАСИ — граница поля (площадки) для сражения (соревнования)
ГАТИМАКИ (Хачимаки) — хлопчатобумажная повязка на лоб или платок на голову
ГАЭСИ (каеши) — контратака
ГЁСИ – ритм
ГАССЕ — встреча рук
ГИ — Честь, справедливость
ГИ (до ги) (кейко ги) — одежда для тренировки 
ГИАКУ — разноименный
ГИМО — ленты для связывания частей тренировочной одежды и средств защиты в каратэ и кэндо
ГИРИ — Рубящий удар
ГИТО — проигрыш участника соревнования из-за полученной контузии
ГО — сила, твердость
ГОМЭН — извините, прошу извинить (при уходе из зала во время тренировки)
ГОККЁ — пятый прием удержания противника
ГЕДАН КАМАЕ – стойка с опущенными вниз руками
ГОДЗЮ РЮ— в переводе означает «твердое и мягкое» один из основных окинавских стилей каратэ, сочетающий комбинации жёсткой и мягкой техники. Основанная в 1920-х годах мастером Тёдзюном Мияги (1888—1953).
ГОСИ (Коши) — бедро
ГУРУМА — переворот
ГЕДАН — уровень тела от пупка вниз
ГЕДАН ЦУКИ– прямой удар кулаком в низ живота
ГЕРИ — удар ногой
ГЭЙКО — тренировка, упражнения
ГЭКОН — точка ниже нижней губы
ГЭТА — деревянные сандалии
ГЬЯКУ – приемы, использующие сгибания суставов
ГЬЯКУ ХАНМИ — встречная (зеркальная) позиция партнеров

Д


ДАН — уровень, степень мастерства
ДАЙТО РЮ традиционная система Айкидзюцу
ДЗАНСИН- неразрушимое сосредоточение полное и постоянное осознание и контроль окружающего мира, готовность к продолжению схватки
ДЗАНСИН — «следование сквозь» прием, «через» технику; даже после броска вы связаны с вашим партнером непрерывающимся потоком Ки и при этом готовы воспринять любую новую атаку.
ДЗАНСИН КАМАЭ – позиция, в которой находится нагэ после завершения приема, сохраняя полное представление об окружающей обстановке
ДАНРЁХУ — эластичность (упругость)
ДАЧИ - позиция (положение ног и туловища)
ДЕШИ — последователь, ученик
ДЗЕНКУЦУ ДАЧИ –стойка лучника
ДЗАРЭЙ – поклон сидя
ДЗЁ — пятифутовая (152 см.) деревянная палка (по другим источникам 127 см.)
ДЗЁ ДОРИ — отбирание дзе. Приемы обезоруживания противника, вооруженного дзе — посохом, палкой, дубинкой.
ДЗЁ ДОСА — упражнения с палкой
ДЗЁГАЙ — выход за пределы обозначенного поля сражения
ДЗЁДАН — верхняя часть тела (шея, голова)
ДЗИКАН — команда судьи, согласно которой начинается или заканчивается отсчет времени схватки
ДЗИН - доброжелательность
ДЗИН НО КОКЮ — дыхание человека. Третья стадия дыхательной медитации
ДЗИНТЮ — точка между носом и верхней губой
ДЗУБОН — брюки в тренировочной одежде
ДЗЭН — целый, весь
ДЗЮ — голень
ДЗЮ — мягкий, нежный
ДЗЮ-ВАДЗА — свободная техника
ДЗЮДО -дословно — «Мягкий путь» созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (1860 — 1938)
ДЗЮ-КУМИТЭ — вольная борьба, основанная на тренировочных концепциях
ДЗЮДЗЮЦУ (ДЖИУДЖИТСУ)-искусство рукопашного боя, основным принципом которого является «мягкая», «податливая» техника движений. Наиболее известнаяверсия происхождения дзю-дзюцу говорит о японском враче Акаяма Широбеи
ДЗЮДЗИ (джуджи) — знак креста, скрещенный, перекрестный (букв «в форме иероглифа «десять»)
ДЖУДЖИ ГАРАМИ — бросок, при выполнении которого руки уке скрещиваются по прямым углом.
ДЗЮЦУ -умение, способы, приемы
ДО — Путь
ДО — рубящий удар в бок туловища
ДО — нагрудник, часть тренировочных доспехов в кэндо
ДОГИ — тренировочная форма
ДОДЗЁ — буквально место пути. Место постижения истины. Тренировочный зал. Название применимо как к буддийским храмам, так и к любому тренировочному залу, где исповедуется путь.
ДОЙТАСИМАСИТЭ — приветствуем, приглашаем, просим
ДОККО — точка, находящаяся ниже ушной раковины
ДОМО АРИГАТО ГОЗОАРИМАСТА — по-японски «большое спасибо»
ДО-НО-ТАНДЕН — тренировка центра тела
ДОРИ — захват
ДОШУ — человек, который указывает путь, глава Айкидо

Ё


ЁКО (йоко) — горизонтальное положение, бок, в бок (в сторону)
ЁКОМЕН УЧИ – рубящий удар сбоку
ЁМИ — понимание сути, умение читать намерение по выражению лица противника
ЁРОСИИ — хорошо
ЁНКЁ (гэкуби-осаэ) – 4-й способ удержание запястья воздействием на болевую точку на руке

З


ЗАНШИН- сбалансированная стойка
ЗЕНШИН — перемещение вперед
ЗОРИ -сандалии, для прохода на татами, чтобы сохранить его чистым

И


ИАЙ - мгновенная атака или защита в одном движении
ИАЙ-ДО — боевое искусство «мгновенного выхватывания меча»
ИАЙ-ТО — специальный меч для тренировок в иай-до, не имеет заточки
ИБУКИ — вид глубокого, форсированного дыхания
ИИЭ – нет
ИКИ - дыхание. Ики представляет скорее физический акт газообмена в легких, тогда как Кокю означает глубокие космологические аспекты дыхания.
ИККЁ – первый контроль, первый принцип в айкидо
ИМА-ИТИДО — еще раз
ИМРЕ ЛИХТЕНФЕЛЬД – основатель системы Крав-мага
ИППОН — один, единичное очко (точка, пункт) в спортивной терминологии
ИРИМИ — прямое вхождение в атаку
ИРИМИ-НАГЕ — бросок, в котором главным элементом является ирими
ИРИМИ ТЕНКАН — иногда называют тай сабаки

К


КАГЭ — задняя сторона
КАГИ-ДЗУКИ — хук, краткий дугообразный удар
КАЕСИ ВАЗА(каеши ваза) — встречная техника, техника противодействия.
КАЙ — организация, общество, федерация
КАЙТЕН — поворот на 180 градусов, ноги остаются на месте, буквально «открой и поверни». Третья из трех основ техники бросков Айкидзюцу и Айкидо.
КАЙТЕН-НАГЕ — закручивающий бросок
КАЙДЕН- диплом мастера. Выпускное свидетельство, присуждаемое в соответствии с традиционной системой обучения боевым искусствам.
КАКАТО — пятка
КАКАРИ -начало атаки
КАКОЦУ — щиколотка
КАКУМАКУ — препятствие
КАКЭ – зацеп
КИРИЦУ –команда встать
КАМАЭ — защитная стойка, положение рук
КАМАЭ-ТЭ — принять защитную стойку
КАН-ГЭЙКО — «зимние тренировки», традиционный период усиленных тренировок
КАНСЭЦУ — сустав
КАППО — комплекс мер оказания первой помощи в традиционном БУДО
КАРА — пустой
КАТА — формальное упражнение, имеющее целью совершенное овладение
комбинацией приемов
КАТА ДОРИ — захват плеча
КАТАТЕ ДОРИ - захват запястья
КАТАМЕ-ВАДЗА- захваты, техника захватов
КАТАНА — японский длинный меч длинной 2,3 — 2,5 сяку (японская мера длины равная 30,3 см) или 75 сантиметров.
КАТИ – победа
КАТСУ ДЗИН КЕН — меч, который сохраняет жизнь
КАТИХАЯБЭ — «победа со скоростью света»
КЕЙКО (ГЕЙКО) — практика, тренировка
КЁКОЦО — скуловая кость
КЕНДЗЮЦУ — техника фехтования. Приемы Айкидзюцу и Айкидо, выполняемые с мечом.
КЕСА-ГИРИ — Удар, разрубающий тело по диагонали
КОСАДОРИ («ай-ханми кататэ дори)- одноименный захват руки
КИ-нашедшая свое выражение в действиях сила воли, энергия, духовно-душевная сила личности; поня-тие в философии кэмпо с широким диапазоном для различных смысловых интерпретаций; осно-ва айкидо как пути духовно-телесного совершен-ствования (физически под этим термином, кроме всего прочего, подразумевают также и дыхатель-ную силу (кокю-рёку)
КИБА — всадник
КИБА ДАЧИ -стойка всадника
КИЯЙ- исполненный Ки. В физическом плане кияй выражается как пронзительный крик исторгаемый из глубины вашего существа. В духовном плане выражается как мощное излияние жизненной энергии.
КИМЭ — миг сосредоточения в данном приеме всей своей технической, духовной и физической подготовки; искусство
КИН — нижняя часть живота
КИНРЁКУ — чистая физическая сила
КИРИ — острие
КИРИ КАЕШИ — большой диагональный разрез мечом заканчивающийся в положении ваки камае
КИРИ ОТШО — нисходящий разрез
КИРИКОМИ — защищающаяся сторона в парных упражнения с оружием (фехтовании) 
КИСЕНСИН – сосредоточение на жизненной энергии (КИ-жизненная энергия, СЕН-середина, СИН- сердце)
КИХОН — основы, азы, техническая основа данного боевого искусства, период обучения 
КАНО ДЗИГОРО – основатель дзюдо
КОБУДО — Классические японские боевые искусства
КОКОРО — дух, «сердце»
КОКЮ-дыхательная сила, находящая свое действенное применение в приемах айкидо и в результате этого превратившаяся в движение КИ
КОКЮ-НАГЕ-бросковая техника с использованием КОКЮ или способ «ведения» (сопровождения) действий ата-кующего с помощью КИ
КОКЮ-ХО-искусство использовать КИ с целью физического и духовного воздействия на нападающего
КОМБАНВА — добрый вечер
КОСИ-НАГЕ (коши наге) -бросок через бедро
КОТО — гортань
КОТЭ — (1) — нарукавник. выполняется приблизительно от основания большого пальца до середине предплечья. Перчатки используемые в яйдо и кендо.
КОТЕ-ГАЕШИ — Скручивание запястья
КОТЕ-ГИРИ — Рубящий удар в запястье
КОХАЙ — Младший ученик
КОЮБИ — мизинец
КРАВ-МАГА (ивр.‎ — «ближний, контактный бой») — разработанная в Израиле военная система рукопашного боя, делающая акцент на быстрой нейтрализации угрозы жизни. Система получила известность после того, как была принята на вооружение различными израильскими силовыми структурами. Система крав-магабыла разработана в 1930-х годах Ими Лихтенфельдом
КУБИ — шея, сгиб, сустав
КУДЗУСИ-»расшатывание», выведение соперника из равно-весия
КУМИДЖО — парная работа с дзё
КУМИИАЙ - парная работа с мечами, в начале которой мечи партнеров находятся в ножнах; практика в искусстве обнажения
КУМИТАЧИ — парная работа с мечами, в начале которой мечи партнеров уже обнажены
КУМИТЭ — борьба
КЭЙКОГИ-тренировочная одежда в японских боевых искусствах(куртка, брюки, хакама и пояс)
КЭЙРЭЙ — формальный, очень медленный поклон
КЭНСЭЙ — возглас, являющийся выражением КИАЙ
КЭН — меч
КЭНДО — современное японское искусство фехтования
КЭНДЗЮЦУ — техники меча
КЮ - ученическая степень в японских боевых искусствах
КЮСЁ — болевые точки на теле человека, особо чувствительные к ударам

М


МА-АЙ — боевая дистанция. Надлежащий интервал между партнерами; изменяется в зависимости от роста и вооружения партнеров.
МАВАШИ — крутить, поворачивать, вращать
МАИТТА — сдаюсь
МАКИВАРА — приспособление для отработки ударов
МАКИКОМИ — располагать вокруг себя, одновременно притягивая; обвивать вокруг себя
МАКЭРУ — проигрывать, быть побежденным
МАЕ — перед, вперед
МАЕ ГЕРИ — удар ногой вперед
МАЕ УКЕМИ — кувырок вперед
МАТЭ – стоп, закончить
МИГИ — правая сторона
МИСОГИ — ритуальное очищение
МИДЗУ — вода
МИЦУБУШИ — удар по глазам тыльной стороной ладони
МИКАДЗУКИ — воздвигаться, подниматься, усиливаться, приобретать
МИЯГИ ТЁДЗЮН –основатель стиля каратэ Годзю-рю
МИЧИОМИ НАКАНО- основатель баевого искуства Сёринджи кэмпо
МОКУСО — размышлять, следовать глазами за чем-либо
МОРОТЭ — обеими руками
МОРОТЭ ДОРИ (кататэ реотэ дори) — удержание двумя руками
МУНЭ — грудь
МУСИН- буквально «не думая»
МУСУБИ — буквально — узел, собрать в узел, сделать более тесным (Гармоничная связь, единство, наше безграничное единение с жизнью и Вселенной)
МЭ – глаз

Н


НАГЕ — 1) бросок; 2) тот, кто бросает
НАГЕ-ВАДЗА-техника бросков
НАГИНАТА — японское оружие, похожее на меч, укрепленный на древке
НАЦУ-ГЕЙКО — «летние тренировки», летний период усиленных тренировок, тренировочных сборов.
НИККЁ – 2 контроль; техника, которая использует болевое воздействие на запястье для контроля центра противника
НИН-ДЗЮЦУ — дословно: искусство оставаться незамеченным
НУКИТЭ — «рука-копье» — подушечки пальцев, используемые в качестве ударной поверхности
НЭ-ВАДЗА — приемы борьбы в положении лежа или полулежа

О


О-СЕНСЕЙ- буквально «Великий учитель». Общепринятый способ представлять Морихея Уэсиба.
ОБИ – пояс 
ОМОТЭ — передняя сторона
ОНЕГАЭ СИМАС — научите меня, пожалуйста
ОСАЭ — нажимать
ОСАЭ-ВАДЗА-техника захватов и удержаний
ОСС — подтверждение о готовности выполнить указания тренера
ОТОШИ — снижать, опускать, свергать, сбрасывать
ОЩЕПКИН ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ – основатель самбо
ОЯЮБИ — большой палец

Р


РАНДОРИ — работа против многократных атак
РЁМО – висок
РЁ КАТАТЭ ДОРИ-захват двумя руками за руку тори
РЁ КАТА ДОРИ – захват обоих плеч
РЕНШУ- Рен (повторение)
Шу (учиться) или обучаются повторением
РЭЙ — этикет, вежливость, поклон
РЕОТЭ ДОРИ – захват обеих рук
РЁ ХИДЖИ ДОРИ– захват обоих локтей
РЭЙГИ — этикет, учтивость
РЭНДЗОКУ-ГЕРИ — комбинация из нескольких ударов ногой
РЭНДЗУКИ — несколько ударов руками
РЮ — путь, способ, школа, система
РЮДОТАЙ – плавность

С


САБАКИ - перемещение
САЁНАРА — до свидания
САНКЁ — третья техника; контроль центра противника с помощью его запястья и локтя
САТОРИ -просветление
САЮ УНДО — техника влево-вправо
САЯ — ножны
САМБО — ( самозащита без оружия) — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная в СССР. Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года Василий Сергеевич Ощепкин - основатель «самбо»
СЕЦУЗОКЦУ — соединение
СЁ — начинать, первый
СЁБУ — соревнования
СЁМЭН (шомен) – спереди
СЁРИНДЗИ КЭМПО (Кулачный бой монастыря Молодого Леса) — система самозащиты, духовного совершенствования и физического воспитания, которую создал в 1947 г. мастер Накано Митиоми (1911-1980), более известный под псевдонимом Со Досин.
СИНАЙ — бамбуковый меч, используемый в кэндо
СИККО (Шикко)-движения (развороты) на коленях для обучения балансирования; предварительные упражнения для освоения техники сувари-вадза
СИРО - «белый» — условное обозначение спортсмена, соревнующегося с левой стороны татами
СИХАН (Шихан) — мастер, профессор — почетное звание лиц, обладающих высокими степе-нями мастерства
СИХО-НАГЕ (ШИХО-НАГЕ) — бросок на четыре стороны
СИХО ГИРИ (ШИХО-ГИРИ) — четырехсторонний удар. Основное движение меча в Айкидзюцу и Айкидо.
СО — копьё
СО-ДЗЮЦУ — техники копья
СОДЭ — рукав
СОКУМЭН — сторона, бок, «обход с фланга»
СОКУМЕН ИРИМИ НАГЕ — бросок вхождением с использованием встречного движения партнера
СОТО — снаружи вовнутрь
СОТАЙ ДОСО – подготовительные упражнения, используемые вдвоем с партнером
СОТО КАЙТЕН НАГЭ – бросок с вращением, выполняемый с внешней стороны
СУБУРИ — повторение движений для повышения качества их исполнения
СУВАРИ — сидящий, сидя
СУВАРИ-ВАЗА — техники, выполняемые в сейза и сикко
СУТЭМИ ВАЗА — буквально «бросок от тела». Бросковая техника, выполняемая в падении.
СУМИ ГАЭШИ – бросок под углом
СУМИ ОТОШИ — бросок давлением в локоть
СЕЙДЗА — поза сидя прямо на собственных пятках
СЭЙКА-ТАНДЭН — центр тяжести тела, точка, локализирующаяся в глубине живота, несколько сантиметров ниже пупка
СЭМПАЙ — учитель, имеющий высшую степень — КЮ, но не имеющий, однако, степени «дан»
СЭНСЭЙ — учитель, мастер
СЮРИКЕН — дословный перевод: «лезвие, скрытое в руке» — японское метательное оружие скрытого ношения
СЯКУ — традиционная японская мера длины (около 30,3 см)

Т


ТАЙ - тело
ТАЙ ДЗЮЦУ — техника тела. Приемы, выполняемые без оружия.
ТАЙКАЙ — турнир
ТАЙ-САБАКИ — уклоны тела, уход от атаки всем телом, владение этими движениями, искусство перемещений.
ТАЙФУ — вес тела
ТАМАШИВАРИ — тест разбивания предметов как проверка овладения приемом каратекой
ТАНДЭН — центр тела, обычно совпадающий с центром тяжести.
ТАНИНСУГАКЭ - техника против многих нападающих
ТАЧИ ВАЗА — техника выполняемая стоя
ТАЙСИ ДОРИ — отбирание меча
ТЭКУБИ - запястье
ТАНКОН(ТАНБОН) — дубинка для одной руки длиной 2 сяку (около 60 см.)
ТАНТО — традиционный боевой нож
ТАТАМИ — мат стандартных размеров, приблизительно 1х2 м.
ТАЧИ-РЭЙ = РИЦУ РЭЙ- поклон стоя
ТАТЭ - сверху вниз, вдоль, вертикально
ТЕНКАН перемещение с вращением. Вращение тела на 180 градусов. (Иногда = поворот на 180 + шаг обратно)
ТЕНКАН-ХО или КОКЮ-ХО ТЕНКАН -вводное упражнение для освоения внешнего ухода от приема; одновременно начало кругообразного (уклоняющегося) движения при помощи кокю
ТЕНЧИ-НАГЕ-бросок «неба и земли» в айкидо
ТОРИ ИЛИ НАГЕ -тот кто бросает
ТЭ – рука
ТЭГАТАНА -меч-рука (применяют ребро ладони от запястья до кончика мизинца): во многих приемах айкидо используется для «режущих» движений руками, при разворотах, при «ведении» (сопровождении) уке, а также для толчков или нанесения ударов
ТЭМОТО — захват рук
ТОРИФУНЭ — практика дыхания

У


УДЭ — предплечье
УКЕ — защищающийся, принимающий данный прием, тот, кого бросают
УКЕМИ – искусство защиты, падения
УКЭ — блок
УКЭ-ДАЧИ — защитные стойки (позиции)
УКЭРУ — блокировать
УРА — наоборот, обратная сторона
УЧИ — 1) — внутрь 2) — удар
УЧИ ДЕШИ — ближайший ученик или последователь, «внутренний ученик», ученик, живущий в доме учителя или в додзё
УДЭ ОСАИ — Контроль центра с помощью руки
УНДО -упражнение
УШИРО- в обратном направлении или сзади
УШИРО УКЕМИ– кувырок назад
УЭСИБА КИСЕМАРУ — сын основателя айкидо
УЭСИБА МОРИТЕРУ — внук основателя, айкидо дошу
УЭСИБА МОРИХЕЙ — основатель айкидо

Ф


ФУКУ — в сочетаниях: помощник, ассистент
ФУМИ — удар ногой сверху вниз

Х


ХАДЖИМЭ — команда начинать схватку
ХАКАМА – юбка штаны, обычно надеваемая в ранге черного пояса
ХАНМИ — полуоткрытая стойка в Айки-Дзюцу и Айкидо, в которой ступни образуют треугольник
ХАНМИ-ХАНТАЧИ-ВАДЗА — техники, исполняемые тори находящимся в сейза против атак укэ, находящегося в стойке
ХАСАМИ — ножницы
ХАППО - 8 направлений
ХАППО УНДО -упражнения на 8 направлений
ХАППО ГИРИ -8 направлений ударов мечом
ХАРА — центр тела, массы. Также центр разума и духа
ХАССО НО КАМАЭ — стойка «восьми форм» (меч/джо около головы)
ХЕНКА ВАЗА — различные техники. Особенно при начале одного метода и изменении на другой на половине выполнения.
ХОМБУ ДОДЗЁ - термин, используемый, для обозначения центрального додзе организации. Главный тренировочный зал, штаб-квартира Айкидо в токийском Районе Синдзюку. Является одновременно штабом Всеяпонской и Международной ассоциаций Айкидо.
ХОДЗЁ ДЗЮЦУ. Искусство связывания веревкой. Применялось на поле боя для захвата и конвоирования пленных, а в мирное время — при аресте преступников
ХАНСОКУ — дисквалификация
ХАНТЕЙ — решение судей
ХАПКИДО (хап — объединение; ки — энергия, сила; то (-до) — путь) (Путь объединения энергии) — корейское боевое искусство, схожее с японским айкидо. Чхве Ён Суль (1904, —1986) — корейский мастер боевых искусств, основатель стиля хапкидо.
ХИДАРИ — левый
ХИДЖИ — локоть
ХИДЗО — ребра, а также окружность вокруг почек
ХИКИВАКЭ — ничья
ХИКИТЭ-УКЭ — блокировка с одновременной тягой противника
ХИТОСАСИЮБИ — указательный палец
ХИТЦУЙ — колено
ХЭЙКО — параллельно
ХЭЙКЭН — поверхность сжатого кулака изнутри
ХЭНТЭ — изменение обычно принятой в данном приеме функции рук, атакующая рука становится блокирующей
ЦУБА — гарда меча, боккена
ЦУГИ-АШИ — приставной шаг
ЦУДЗУКИ — наступать, следовать
ЦУДЗУКЭТЭ-ХАДЖИМЭ — возобновить прерванное сражение
ЦУКАМИ — захват
ЦУКИ- ударять, толкать, бить

Ч


ЧИДОРИ-АШИ — скрещивающийся шаг(зигзаг)
ЧОКУ ЦУКИ — прямой удар рукой
ЧОКУСЕН — прямой. Таким образом шокусен но ирими — прямой вход
ЧУДАН — средняя позиция
ЧУШИН – центр
ЧХВЕ ЁНСОЛЬ – основатель хапкидо

Ш


ШИДОИН — формальное название, приблизительно, «инструктор»
ШИКАКУ — позиция относительно партнера, где для него трудно продолжить выполнение
ШИНКЕНШОБУ — буквально «Поединок с живыми мечами»
ШИТЭ — исполнитель техники (буквально «делающие руки»)
ШОМЕН — передняя сторона или верх головы. Также передняя сторона додзе.
ШОШИН - новички каждый раз Вы — уке или наге

Э


ЭНБУ-СЭН — линия движений, определенная трасса, по которой движется спортсмен
ЭМПИ — локоть
ЭРИ — воротник
ЭМПИ-УЧИ — удар локтем
ЭНГИ — Взаимосвязанные истоки

Ю


ЮБИ – пальцы
ЮБИ ДОРИ. Техника воздействия на пальцы
ЮДАНСЯ — старшие степени (Даны)

Я


ЯМЭ — «стоп!»
ЯРИ — копьё
ЯССМЭ — расслабиться
ЯСУМУ — отдых, перерыв для отдыха